Аналитика страдает

ФОТО: VEER.COM®
В последнее время, дорогие наши читатели, администрация нашего портала и все его авторы все чаще впадают в уныние. Нет, не в том дело, что не востребованы их зафиксированные на экране мысли. Не в том, что на первый взгляд, иссякли вдруг все темы для полезных, интересных статей. И даже не в субъективной критике, которую приходится регулярно вычитывать (выслушивать).

А дело, дорогие наши читатели, в сложившейся ситуации. За время своего существования портал 12NEWS.RU опубликовал множество статей на различные темы – от обзоров программных продуктов до HR-консалтинга. Интересные адаптированные переводы, интервью, отчеты с семинаров и конференций, новости ИТ-индустрии и ERP-систем, обзоры, аналитические статьи (а чтобы не устать от обилия информации, порой и душевные дискуссии с читателями «за жизнь» и, конечно же, «за работу») – для многих ИТ-профессионалов наш сайт стал стартовой страничкой. Казалось бы, что нам, авторам, еще нужно: заниматься любимым делом - нести людям свет, вызывать резонанс. Для нас, увлеченных журналистов, переводчиков, аналитиков, нет ничего важнее обратной связи.

Мы одинаково рады, как теплым словам благодарности, так и едкой, язвительной, но конструктивной критике. Лишь бы, как говорится, не погибать в забвении.

Естественно, чтобы двигаться, расти в профессиональном плане, ИТ-аналитикам просто необходимо знакомиться с творчеством коллег. И вот, пустившись в странствование по бескрайним просторам Рунета в надежде отыскать единомышленников – а там, чего уж греха таить! – познакомиться с ними в предвкушении интереснейших совместных проектов, мы вдруг на втором же встретившемся ИТ-портале с ужасом осознали ситуацию. К своему величайшему удивлению, мы обнаружили на ряде русских сайтов похожей тематики…аккуратно перепечатанные наши собственные статьи! Копи-пейст без единого исправления, без единой жалкой попытки рерайтинга! И если одни горе-редакторы хотя бы удосужились проставить ссылку на портал и указать фамилию автора (что тоже нехорошо, невежливо и неэтично, но все же в ряде случаев допускается), то иные «акулы пера» оставили наши нетленные произведения без подписи. Шедевры неизвестных авторов.

Как это называется – знают все (кто не знает, смотрим подробное толкование тут - плагиат).

Как это наказывается по закону – тоже. Тем не менее, владельцы сайтов-воришек особо не обеспокоены возможной ответственностью. После пары-тройки наших настоятельных просьб они снимают материал, или проставляют ссылку на источник. Казалось бы, дело яйца выделенного не стоит, но здесь есть два очень увесистых НО:

НО первое (обидное):
Великий русский копирайтер и просто очень умный и уважаемый человек Артемий Лебедев однажды изрек нетленную, хоть и несколько грубоватую истину: Помните, интеллектуальная собственность – это вам не хрен собачий!

Как ни странно, аналитики портала 12NEWS регулярно получают за свой труд, как и все порядочные граждане, определенное вознаграждение. Они даже, представьте себе, имеют обязанности и права, в том числе право на авторство (именно поэтому под статьями всегда проставлены подписи). Логично, что размещение каждой публикации, должно производиться только с разрешения автора и, конечно, администрации портала.

НО второе (пугающее):
После недолгих размышлений и сетований по поводу украденного авторства, мы пришли в состояние паники, пытаясь ответить на вопрос: а почему ИТ-сайты Рунета воруют статьи?
Ответ вдруг стал ясен как день – в российском Интернете аналитику писать некому! Вот так просто - некому. Нет свежих идей, нет мыслей, нет притока вдохновения. Некому – потому что, несмотря на славную многолетнюю историю высоких технологий в России, ниша настоящей аналитики по-прежнему пустует. Многие мастера текста просто не в силах приноровиться, приспособиться. Большинство сетевых журналистов / редакторов сетевых изданий предпочитают набрасываться на готовенькое и поднимать рейтинги своему сайту чужими силами. В любом случае – как любят говорить магистры журналистики, нервно подпирая очки указательным пальцем, – аналитика страдает.

Журналисты классические (к примеру, газетные, журнальные) – зачастую долго не могут приспособиться к требованиям языковой среды Интернета. Даже при наличии вагона специфических знаний и пяти чемоданов опыта они просто не в состоянии писать читаемые тексты для сети. Особенности печатного слова и слова на мониторе компьютера существенно разнятся, и порой газетные журналисты просто не хотят смириться с устоявшимися требованиями к сетевому тексту. Многие из них считают, что Интернет ограничивает творческие способности. Структурные смысловые разбивки, обязательный ввод ключевых слов в текст, небольшой объем одного материала, намеренный отказ от некоторых изобразительно-выразительных средств и распространенных предложений - вот те аспекты, которые тяжело даются газетным журналистам. К тому же – что греха таить, зарплаты сетевого и газетного аналитика нередко различаются, так что последний предпочтет нести свет и параллельно самоутверждаться в профессионализме на печатных листах, получая за это больше денег – пусть и меньше реципиентов.

Сетевые журналисты, как ни странно, предпочитают работать в сетевых изданиях. То есть в электронных аналогах обычных газет. Языковые требования, опять же, не соблюдаются, в результате статьи, в которых присутствует здравый смысл и актуальная проблема читать тяжело, нудно и…не хочется.

Seo-копирайтеры в сети в основном заняты на «ремесленных» работах. Главная их задача – не писать аутентичные, интересные тексты, а писать тексты для повышения рейтинга и уровня продаж. Нередко по этой причине страдает качество. Ключевые слова в статье – это конечно, и хорошо, и полезно, но когда читатель видит вот такое предложение:

Система менеджмента качества системы автоматизации предприятия **** полностью соответствует стандартам систематизации автоматизации предприятий…

он на подсознательном уровне расценивает материал как гадкий спам. Поскольку курс времени для деловых людей (коими по большей части и являются посетители ИТ-порталов) нынче неуклонно ползет вверх, риски закрытия страницы со спамовой аналитикой абсолютны. Итог: оптимизированный сайт доступен по первой же ссылке на поисковый запрос, но посетитель недоумевает несколько минут, а после навсегда закрывает окно с бесконечно повторяющимися «систематизациями автоматизаций». А число посетителей таких ресурсов может достигать десятки тысяч в день.

Некоторые сетевые рерайтеры (особо совестливые) горделиво заявляют об авторстве, просто пересказав своими словами чужой материал или скомпилировав несколько текстов на одну тему. За плагиат не придерешься – но зато одни и те же темы, одни и те же статьи мусолит десяток сайтов до полного, окончательного устранения здравого смысла. Итог – дефицит реальной информации для тех, кто в ней нуждается.

Форумчан и блоггеров злые языки нередко называют бездельниками. Мы с этим категорически не согласны! Но проблемы специализированных форумов и блогов именно в их фрагментарности, и еще, пожалуй – в немного несерьезном отношении к теме, в субъективности освещения вопросов. Это сложно назвать минусом, ведь форумы не стоит расценивать как надежные источники качественной аналитики, скорее просто как действенное средство практического решения возникающих вопросов, ну и как форму непринужденного общения и обмена опытом. Справедливости ради, скажем, что из бывших форумчан, успевших влиться в струю и изучить некоторые аспекты сетевой аналитики, как раз и получаются самые лучшие авторы. Они не оторваны от практики, не оторваны от общения с профессионалами – и всегда открыты для самосовершенствования. Ах, звучит просто волшебно, вот только найти человека, успешно работающего в сфере ИТ-индустрии, обладающего недюжинным писательским талантом и строго выверенным логическим мышлением, имеющего весомый авторитет на двух десятках форумов, практически нереально. Потому что, скорее всего, этот полумифический персонаж всегда вселенски занят...

Вот собственно, мы и перечислили основные проблемы, по которым достаточно талантливые и знающие люди не могут обрести себя в сфере аналитики. Некоторым, забыли упомянуть, неинтересна сама тема – сложна уж очень. И то правда – зато лавина псевдоинформационной дешевки на очень несложную тематику стройматериалов, косметики и ресторанов захлестнула Интернет. Что ж, у всех свои ценности.

ИТ-индустрии, сфере, в которую вложены инвестиции на миллиарды долларов, нынче как никогда нужны профессиональные летописцы. И не только летописцы – аналитики, информаторы, репортеры. Забота о том, как будет решаться этот вопрос – частично лежит на плечах государства. И возможно, в будущем мы дорастем до того, чтобы наблюдать специализированные факультеты «ИТ-аналитика и журналистика» или хотя бы спецкурсы русского языка и сетевого копирайтинга на факультетах информационных технологий и высшей математики. Людям просто необходимо понять, что без достаточного количества доступной информации, индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч конкурентоспособных специалистов, быстро перестанет развиваться.


Мария Мишуренко©
Алексей Маринин©
12NEWS

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2011


Комментарии на публикацию Аналитика страдает

В последнее время, дорогие наши читатели, администрация нашего портала и все его авторы все чаще впадают в уныние. Нет, не в том дело, что не востребованы их зафиксированные на экране мысли. Не в том, что на первый взгляд, иссякли вдруг все темы для полезных, интересных статей. И даже не в субъективной критике, которую приходится регулярно вычитывать (выслушивать).
10.11.06 : PS к страданьям аналитиков
Уважаемые коллеги давайте вспомним что наша задача не только в разработке интеллектуальных шедевров и зарабатывании денег путём отстаивания своих прав в вечных войнах.

Наша задача состоит и втом чтобы активно продвигать культуру потребления интеллектуальных улуг (в том числе и статей). Если не обеспечить максимальное, в любой форме и контексте распостранение информации, то писать и далее будет некому! Так что думайте дамы и господа о возможной нашей занятости и уметстноти прений на тему авторских прав.

P.S - Ломоносов наверное бы порадовался тому что его идеи популярны.